Я желаю, следовательно я существую
Согласитесь, когда на поворотах и виражах заносит, это вопрос управления автомобилем. А вот когда, мечтая приехать в Париж, вы неожиданно обнаруживаете себя на въезде в Кострому, это уже вопрос навигации – вы перепутали дорогу или думали о Париже, но ехали как обычно по любимой дороге. Результат – ваш драйв покинул вас и вы уныло въезжаете в новый город, конечно в нем тоже можно, но… Так что же помешало исполниться вашему желанию? Или оно все-таки исполнилось, но вы об этом просто не знаете.
Драйв – это энергичная манера действий, при которой достигается эффект нарастающего темпа, активной устремленности движения.
Звучит слишком заманчиво и бодро, чтобы не спросить, а движемся-то туда куда хотим или куда повело? Согласитесь, когда на поворотах и виражах заносит, это вопрос управления собственным автомобилем. А вот когда, мечтая приехать в Париж, вы неожиданно обнаруживаете себя на въезде в Кострому, это уже вопрос навигации – вы перепутали дорогу или думали о Париже, но ехали как обычно по любимой дороге. Результат – ваш драйв покинул вас и вы уныло въезжаете в новый город, конечно в нем тоже можно, но… Так что же помешало исполниться вашему желанию? Или оно все-таки исполнилось, но вы об этом просто не знаете.
Желания (правильнее – истинная воля, true will) – глубинная движущая и целеполагающая сила, тождественная подлинному смыслу жизни данного индивидуума.
Сказано умно, но очень реалистично.
Профессор психологии Стивен Рисс создал теорию мотивационной чувствительности, в которой предположил, что мы движемся по жизни, пытаясь удовлетворить 16 основных желаний, причем наше поведение (в Эмоциономике – режим взаимодействия) определяется тем, какие желания мы пытаемся удовлетворить в первую очередь. Он обнаружил две аксиомы.
Первая – вскоре после того, как желание удовлетворено, оно «перезаряжается» и снова требует удовлетворения. Например, после общения с другими людьми, желание пообщаться возникает снова. На следующий день или в следующую минуту. У кого как.
Вторая – сильные желания возникают снова гораздо быстрее, чем слабые.
Поэтому если ваш рабочий режим взаимодействия с окружающими не соответствует удовлетворению ваших приоритетных желаний, ваш драйв будет исчезать, а усталость и недовольство окружающим миром накапливаться. Чтобы понять, куда исчезает ваш драйв или почему опять повторяется день сурка, задайте себе вопросы.
Чего я на самом деле ХОЧУ?
Какие желания я воплощаю каждый день?
Мой привычный режим взаимодействия с окружающим миром приводит к реализации каких желаний?
Как сказал один мудрый и очень успешный человек: «Ты живешь в этой стране и на эту зарплату – потому что сам этого хочешь». Собственно навигационная система ЭМОЦИОНОМИКИ на уровне желаний и работает на то, чтобы вы разобрались:
Какие свои неосознанные желания вы реализуете каждый день?
Ведет ли ваш рабочий режим к исполнению значимых для вас желаний?
У меня есть клиент. Владелец компании, руководитель с немаленьким опытом и стажем. В течение последнего года он в ручном режиме меняет систему бизнес-процессов. Не упуская ни одной детали – ежедневно контролирует, координирует, организует и оценивает. На индивидуальных сессиях он рассказал как упорно и последовательно по разработанной им схеме ведет компанию к светлому завтра. Проблема в том, что драйва уже нет, а работы еще много. В какой-то момент он признался, что на самом деле хочет красивой и престижной игры, хочет показать своему партнеру, что можно внедрить ту схему, которую он изобрел. А еще он хочет, наконец, почувствовать свою независимость… и каждый день честно трудится над наведением порядка. Где засада?
Сделаем эмоциономический расклад.
ДАНО:
Руководитель, который трудится, засучив рукава.
Результат – апгрейд бизнес-процессов, к которому не приходят в короткие сроки.
Человек, который уже устал так, что ни отпуск на Кипре, ни поездка Италию не включают драйв.
ЗАДАЧА:
Найти куда пропал драйв, и показать вариант его включения. Включать, конечно, его придется моему клиенту лично, но вот ту самую точку можно обнаружить с помощью инструментов Эмоциономики.
РЕШЕНИЕ:
Кто-то мудрый однажды сказал: «Удовлетворение желания – это не результат, а процесс. Вопрос не в том, что ты хочешь иметь, а в том, что хочешь делать, чтобы это получить». Мой клиент регулярно заправляет свой бизнес-автомобиль экспертными переживаниями (см. статью «С драйвом хоть потоп»). Ключевые переживания, которые он транслирует каждый день – внимательность, требовательность, рациональность, надежность. Для этого он ежедневно исполняет сюжет о следовании правилам или устранении нарушении, в котором он координирует, организует и оценивает. Мой клиент умело и упорно действует в экспертном режиме, хотя именно такой способ действия его изматывает и отбирает у него драйв. Что делать? Давайте посмотрим, как выглядит его деятельность на уровне желаний. Проще говоря, какие свои желания он на самом деле реализует в экспертном режиме, хотя и не задумывается об этом.
В навигационной системе Эмоциономики – желания можно поделить на четыре группы. Причем каждая из них, как вам уже не сложно догадаться, если вы читали статью «С драйвом хоть потоп», имеет свой цвет – символизирующий ваши эмоциональные пристрастия.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИНЕМ РЕЖИМЕ
Регулярно заправляя свой бизнес-автомобиль экспертными переживаниями, и мой клиент, и вы, можете получить, во-первых, удовлетворение Желания все упорядочить и организовать. Конечно наилучшим образом. Наведя порядок на столе, в голове или в действиях сотрудников, вы будете ощущать явный прирост драйва. Хаос повернет вас в панику, а слова знакомого о том, что в жизни все зыбко, переменчиво, неконтролируемо вызовут чувство тревоги. Ведь вы уважаете бога правил и ежедневно с энтузиазмом готовы нести свою лепту на его алтарь. Однако, если даже мысль о четком распорядке вызывает у вас зубовный скрежет, а ситуация, когда вам надо каждый день контролировать, оценивать и организовывать, приводит нервную систему в состояние полной взъерошенности, переходите в другой режим.
Во-вторых, в синем режиме вы чувствуете себя на коне, когда можете накапливать и сохранять. Удовлетворение этого желания приносит вам ощущение подготовленности и безопасности, обратное – ощущение неготовности, напряжение в плечах и нервный холодок на затылке. Ваша эффективность может быть на высоте при регулярном удовлетворении этого желания, потому что вы не любите делиться и относитесь, например, к деньгам, осторожнее, чем многие другие люди. Выдохните – вам осталось это только осознать.
В-третьих, действуя в синем режиме, вы можете удовлетворить Желание эмоционального покоя. Удовлетворение этого желания дает вам чувство безопасности, неудовлетворение – страха. Если вы стремитесь всячески избежать конфликтов, дискомфортных ситуаций, тревожности и психологической боли, предлагаю вам, не раздумывая, переходить в синий режим взаимодействия – в нем исполнение этого желания гарантированно.
Вернемся к моему клиенту. Его каждый рабочий день приводит, как минимум, к удовлетворению Желания все упорядочить и организовать. А, зная его особенность – осторожно относится к деньгам, могу сказать, что и желание сохранять и накапливать он тоже реализует в полной мере. Правда вместо эмоционального покоя его регулярно накрывает неудовлетворенность и раздражительность. Вывод – синий режим взаимодействия не самый эффективный для включения его драйва. Будем искать дальше.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ЗЕЛЕНОМ РЕЖИМЕ
А что если мой клиент на самом деле получает драйв, когда переживает и транслирует не рациональность и внимательность, а заботу, сопереживание, внимание? Посмотрим – заправка зеленым «бензином» случается, когда вы участвуете в сюжете о защите слабых или заботе о других. Когда вы заботитесь о ком-то, оберегаете, объединяете, приобщаете или даже в состоянии самоотверженности свершаете действие во имя других. Нельзя сказать, что мой клиент не совершает таких действий. Может быть, он просто не задумывался, что такой способ взаимодействия с окружающими включает его драйв? Кстати у вас такие пристрастия вызывают скептическую улыбку или из всех остальных способов взаимодействия с окружающими вы тоже выбираете такие? Даже от прочтения этих глаголов вам сейчас стало тепло и радостно!? Тогда зеленый режим – это ваша тема. Хотите узнать, что в нем возможно?
Во-первых, вы сможете удовлетворить свое Желание связи с корнями, родителями, наследием. Как мудро написали в одной рекламе: «Позвоните родителям». Значимость для вас исполнения именно этого желания вы можете определить по своему стремлению следовать традиционному кодексу морали и бодрому присоединению к патриотическим настроениям. А еще потому, что вас знают как очень преданного и принципиального человека или руководителя. Однако, если удовлетворение этого желания – часть чужой реальности, то даже простейшее исполнение сыновнего долга вас скорее вымотает, чем зарядит энергией.
Во-вторых, двигаясь в зеленом режиме, вы сможете удовлетворить свое Желание получить одобрение. Если это ваше, то высказывание «Без коллектива мы никто» – ваша тема. Еще один признак – именно удовлетворение этого желания дает вам ощущение самоуважения, а невозможность обостряет чувство незащищенности. Хотя если это желание ваш ведущий мотиватор – то, скорее всего, вы предпочитаете ставить перед собой легкие цели и тяжело переносите критику. Не смущайтесь – осознание освобождает драйв.
В-третьих, только действуя в зеленом режиме, вы можете удовлетворить свое Желание социальной справедливости. Кстати именно это желание побуждает вас бороться за интересы большинства и с гордостью жертвовать на благотворительность. Если для вас важно переживать ощущение равенства и чувство братского локтя, вам – на эту полосу движения. Но если, читая этот абзац, вы брезгливо морщите носик, и вас ничего не зацепило, задумайтесь, стоит ли завтра играть не выходящую из моды роль народного защитника, расплачиваясь за это собственным драйвом.
В-четвертых, двигаясь в этом режиме, вы с легкостью удовлетворите свое Желание социальных контактов. По поводу и без. Просто по той причине, что долгое путешествие в одиночестве не снабжает вас драйвом, а скорее погружает депрессию.
Подведем итог. Конечно, мой клиент разделяет идею важности заботы о ближнем. Он не имеет ничего против социальных контактов. Но не чувствует драйва, когда надо заботится о ком-то, оберегать, объединять. В одобрении особо не нуждается, социальная справедливость его не заботит, так же как и связь с корнями. Переход в зеленый режим его драйв не восстановит.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЫЖЕМ РЕЖИМЕ
Второе название рыжего режима – игровой. Чтобы его запустить, важно транслировать игровые переживания. Как минимум азарт, эмоциональный подъем, энергичность. Иначе движение вашего бизнес-автомобиля в рыжем режиме не начнется. Взаимодействуя в таком режиме, вы сможете, если захотите, даже зациклится на себе, но двигаться с драйвом вы будете легко, когда для реализации любых своих замыслов начнете использовать такие способы действия как подчинять кого-то своей воле, покорять, впечатлять, соблазнять и просто доминировать. Это же эгоистично!? Нет очень прагматично, если вашими самыми сильными мотиваторами являются…
Во-первых, Желание престижа. Ваше социальное положение, ваш имидж, ваши клиенты, ваши партнеры – это та часть жизни, вкладываясь в которую вы хотите чувствовать себя на высоте. Вы не пойдете с кем попало куда придется. Вы стремитесь покупать только самые лучшие вещи. Вы не любите смешиваться с толпой. Разве что это толпа миллионеров и особо значимых людей. Вероятно, вы можете уделять много внимания тому, чтобы иметь членство в престижных клубах или организациях. Вы ответили «да», хотя бы три раза – ваш драйв имеет явно выраженный рыжий цвет.
Во-вторых, в рыжем режиме вы можете полностью публично удовлетворять свое Желание влияния. Для вас это повод восхищаться собой, пережить собственное превосходство. Долгое отсутствие такой возможности приводит вас к ощущению беспомощности или озлобленности. Что поделать, видимо вы очень амбициозны и стремитесь занимать доминирующую или особую позицию в любой группе. А выражение Салвадора Дали: «Ум без амбиций подобен птице без крыльев» сладко греет ваше сердце.
В-третьих, вы можете на законных правах удовлетворить свое Желание независимости. Движение на волне этого мотиватора всегда приносит вам ощущение личной свободы, а необходимость постоянно быть с кем-то рядом способна разбудить в вас не очень культурное животное или привести к давящему чувству зависимости. Еще ваше желание независимости может проявляться в том, что вам нравится делать что-то без помощи других. Вы обычно выслушиваете, но не принимаете ни советов, ни руководства других людей. Возможно, по этой причине вы уже открыли или собираетесь открыть свой бизнес.
И, наконец, взаимодействуя с окружающими в рыжем режиме, вы можете, не стесняясь, сделать кого-то, может быть даже отомстить. Личная победа над вполне конкретным противником подарит вам сладкое чувство, а невозможность удовлетворить это желание включит агрессию. Кстати, когда именно это желание является вашим ведущим мотиватором, вам нравиться состязаться, и вы можете потратить много времени, чтобы переиграть соперника.
Вернемся к моему клиенту. Помните: «в какой-то момент он признался, что на самом деле хочет красивой и престижной игры, хочет показать своему партнеру, что на самом деле можно внедрить ту схему, которую он изобрел. А еще он хочет, наконец, почувствовать свою независимость». Желание престижа + желание сделать кого-то + желание независимости. Вот на самом деле, удовлетворение каких желаний для него значимо. Реализовать он их может, перейдя на рыжий режим. То есть, подчиняя, доминируя, соблазняя, соревнуясь и впечатляя.
Постойте дорогой автор, а что будет с бизнесом, если руководитель вместо координирования и организации начнет впечатлять и соблазнять своих сотрудников? Если эта мысль первой пришла в вашу голову – читайте статью «Я желаю, следовательно я существую», возможно вы висите в ментальной пробке глубоко синего цвета. Или вместе со мной переходите в белый режим, суть которого – находить скрытые возможности, неочевидные решения и проектировать новые стандарты.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В БЕЛОМ РЕЖИМЕ
По правилам положено, но не вкусно. Вас не волнует престиж и собственная независимость, но взаимодействие по стандартным нормам гасит в вас не только драйв, но и отправляет в апатию. Ваш драйв включается, а личная и управленческая эффективность возрастает в разы, когда вы переживаете и транслируете чувство интеллектуальной свободы, интеллектуальный азарт, вдохновение и живете по чувству своей истины. Сюжет о создании нового – вам вполне по размеру. Самое большое удовольствие вы получаете, когда размышляете, ищите ответ, изобретаете новые подходы и решения. То есть, взаимодействуете в творческом режиме.
Так бывает. Потому что именно в белом (творческом) режиме вы удовлетворяете…
Во-первых, свое Желание учиться и познавать новое. Реализация этого желания дает вам ощущение обновления, а невозможность переводит вас в режим автоматической безучастности. Вы постоянно стремитесь удовлетворить собственное любопытство. Вы любите путешествовать и изучать новые города во всех ракурсах. По сравнению с вашими знакомыми, вы задаете очень много вопросов и много размышляете, пытаясь познать истину.
Во-вторых, действуя в белом режиме, вы удовлетворяете свое Желание творить. Окружающие знают вас как творческого человека. Для вас значимо создавать новое, новые стандарты, образцы, образы. Вы никогда не копируете чужое, а пропускаете любые идеи через свою концепцию мироздания.
Мой клиент тоже любит изобретать новые концепции. И не однажды с вдохновением и гордостью он рассказывал, как его компания создает новые стандарты. Он с гордостью утверждал, что для него главное развиваться. Что он никогда не задается вопросом «возможно или нет», а сразу начинает размышлять, как это сделать. Однако он (и не только) с легкостью брал продолжительные паузы в индивидуальных сессиях, которые удовлетворяли его желание учиться или создавать. Что показывало, что эти желания не являются ведущими в его деятельности. Хотя, перейдя в творческий режим, он мог бы найти новые способы и для координации, организации и контроля. А потом внедрять свои бизнес-процессы как свое авторское произведение.
Почитать еще на эту тему:
Мотивация: песня, сказка или кнопка? |
Логика четырех сезонов |
Платон мне друг, но выигрыш дороже |
Личная состоятельность |